Что нужно знать о кровотечении в 1 триместре беременности

Кровотечение или появление кровянистых выделений встречается у 20-30% женщин в первом триместре беременности. Хотя любое кровотечение до 20 недель беременности по определению является «угрозой прерывания беременности», тип имеющегося кровотечения имеет большое значение.Некоторые причины кровотечений в первом триместре являются серьезными, а другие - нет. Поскольку трудно определить разницу между «нормальным» и серьезным кровотечением во время беременности, в каждом случае необходима консультация врачом.

Возможные причины кровотечений в первом триместре

Наши акушеры-гинекологи ответят на ваши вопросы

Имплантационное кровотечение - это не опасное кровотечение, которое возникает при имплантации (внедрении) эмбриона в слизистую оболочку матки (эндометрий). Это происходит во время предполагаемого дня менструации, т.е. еще до того, как женщина осознает, что она беременна.  Фактически, этот вид кровотечения часто ошибочно принимается за скудную менструацию. Отличить имплантационное кровотечение и менструацию достаточно сложно, поскольку они имеют сходные симптомы: слабые тянущие боли внизу живота и в пояснице, головную боль, легкую тошноту, нагрубание молочных желез. Но выделения при имплантационном кровотечении скудные по количеству, обычно светлее, чем во время менструации - от светло-розового до тускло-коричневого, и, как правило, короткие - от нескольких часов до нескольких дней.

Кровотечения вследствие изменений в шейке матки. На ранних сроках беременности шейка матки становится рыхлой, а ее кровоснабжение - больше, чем до беременности. Все, что может раздражать шейку матки, любое физическое воздействие (влагалищный осмотр, взятие мазков, физические упражнения или половой акт) может привести к кровотечению из нее, которое можно считать травмой. Этот тип кровотечений не имеет угрозы для беременности и, как правило, они прекращаются к концу первого триместра, когда организм женщины начнет привыкать ко всем изменениям, которые происходят во время беременности. В очень редких случаях кровотечение из шейки матки после физического воздействия может быть обусловлено раком шейки матки.

Кровотечение, обусловленное цервикальным полипом. Полип цервикального канала – доброкачественное разрастание тканей, встречается приблизительно у 2 - 5 % женщин. Кровотечение может быть спровоцировано половым актом или влагалищным осмотром. Кроме того, полипы могут воспаляться и приводить к ярким кровянистым выделениям. Они часто не опасны для беременности, легко диагностируются во время рутинного осмотра шейки матки в зеркалах.

Кровотечение, обусловленное инфекцией. Любая инфекция во влагалище, такая как бактериальный вагиноз или инфекция, передающаяся половым путем, такая как хламидиоз, гонорея или герпес, может вызвать кровотечение в первом триместре. Помимо пятен крови от розового до красного цвета могут быть другие симптомы, такие как: зуд; жжение при мочеиспускании; незначительные тянущие боли внизу живота; болезненность во влагалище или вокруг него. Хотя такое кровотечение не имеет ничего общего с беременностью, инфекцию необходимо лечить как можно скорее, чтобы кровотечение прекратилось.

Кровотечение из мочевыводящих путей или прямой кишки. Эти кровотечения часто принимают за вагинальные, хотя они и не связаны с беременностью. Они обнаруживаются на туалетной бумаге после посещения туалета. Ярко-красная кровь из прямой кишки или уретры может быть вызвана мочевой инфекцией, полипом мочевого пузыря или прямой кишки, геморроем или трещиной прямой кишки. Хотя такое кровотечение не является поводом для беспокойства относительно безопасности беременности, но необходима консультация врача для обследования и выбора метода лечения.

Кровотечение, связанное с химической беременностью. Химическая беременность - это такой тип выкидыша, когда появляются кровотечение и боли внизу живота сразу после очень рано выявленного положительного теста на беременность. Выкидыш происходит потому, что оплодотворенная яйцеклетка полностью не была имплантирована в матку. Если плодное яйцо полностью вышло из матки, то проводится только динамический контроль за снижением уровня бета-ХГЧ. При неполном выкидыше – проводят медикаментозное или хирургическое удаление остатков плодного яйца.

Субхориальное кровоизлияние или субхориальная гематома происходит, когда хорион (плацента) слегка отслаивается от стенки матки, а в промежутке между ними образуется полость, заполненная кровью.
Эти гематомы различаются по размеру. Наиболее распространенными являются небольшие гематомы, которые самостоятельно рассасываются и мало влияют на течение беременности. Большие – могут вызвать сильное кровотечение, ведут к значительной отслойке хориона, а в дальнейшем – к выкидышу. Эти гематомы часто не имеют клинических симптомов и выявляются только при УЗ-исследовании.

Кровотечение, связанное с самопроизвольным выкидышем, является одной из самых серьезных проблем с кровотечением в первом триместре и встречается у 15-20% женщин. Помимо выраженного кровотечения, симптомами выкидыша являются сильные спазмы в нижней части живота и пояснице, иррадиирущие во влагалище. Хотя выкидыш является наиболее распространенным явлением в течение первых 12 недель беременности, тем не менее, кровотечение не всегда означает, что он произойдет. Если на УЗИ определяется сердцебиение плода и шейка матки закрыта, то в 90% случаев удается сохранить беременность.

Внематочная беременность – когда эмбрион имплантируется за пределами матки (в маточную трубу, яичники, брюшную полость). Этот тип беременности не может нормально развиваться и может привести к опасному для жизни матери кровотечению.  Подозрение на внематочную беременность вызывает уровень бета-ХГЧ выше 1500-2000 мМЕ на мл, но по данным УЗИ плодное яйцо в матке не определяется. Симптомы внематочной беременности включают кровотечение, спазмы и резкие боли в животе. В этих случаях необходим тщательный мониторинг, а при подтверждении диагноза – хирургическое лечение.

Кровотечение, обусловленное гестационной трофобластической болезнью (также называемой пузырным заносом). Это очень редкое состояние, когда во время оплодотворения возникает аномалия, при которой плодное яйцо формируется в матке без эмбриона, а внутри матки - растет аномальная ткань. Иногда эта ткань является злокачественной и может распространяться на другие части тела. Диагноз пузырного заноса можно заподозрить при высоком уровне бета-ХГЧ, не соответствующим данному сроку беременности. Для подтверждения диагноза проводится УЗИ, при котором в матке выявляется аномальная ткань в виде пузырьков. Единственным вариантом лечения является хирургическое удаление аномальной беременности с последующим лечением специальными препаратами.

Что нужно делать, если имеется кровотечение в 1 триместре:

• находиться под строгим контролем врача, выполняя все его рекомендации;

• проводить динамические УЗ- исследования;

• предпочтительно использовать гигиенические прокладки, чем влагалищные тампоны с целью контроля за количеством кровянистых выделений и типом кровотечения;

• исключить половые контакты;