Что нужно знать о низком прогестероне у женщин

Прогестерон — это гормон, вырабатываемый женским организмом для регуляции менструального цикла, способствующий зачатию и поддержанию беременности. Вне беременности он в основном вырабатывается после овуляции желтым телом яичника, образованного из овуляторного фолликула. В этот период прогестерон готовит слизистую оболочку матки (эндометрий) к имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Как только имплантация эмбриона имплантируется в эндометрий, он начинает продуцировать хорионический гонадотропин, что в свою очередь дает сигнал для продолжения секреции прогестерона желтым телом. В этот период оно уже называется «желтым телом беременности». Если оплодотворение не наступило, то уровень прогестерона падает и начинается менструация, а желтое тело регрессирует.

Таким образом, двумя основными причинами естественного повышения уровня прогестерона у женщин являются овуляция и беременность.

Эффекты прогестерона во время беременности

Прогестерон является ключом к созданию идеальной среды для развития плода:

- он готовит эндометрий для имплантации оплодотворенной яйцеклетки, увеличивая его толщину и васкуляризацию, а также запас питательных веществ для обеспечения нормального течения первого триместра;

- подавляет активность иммунной системы матери, чтобы не допустить отторжения плода с чужеродной ДНК, полученной от партнера;

- сохраняет матку расслабленной и в то же время повышает тонус области внутреннего зева, чтобы не дать плодному яйцу «выпасть» из нее;

- способствует развитию молочных желез в подготовке их к будущей лактации;

- определяет формирование доминанты беременности, чтобы все процессы, происходящие в организме женщины, были подчинены одной цели — вынашиванию плода;

- устраняет чувство тревоги при беременности;

- препятствует задержке жидкости в тканях.

Почему бывает низкий прогестерон у женщин

Причины недостаточного уровня прогестерона не всегда удается выяснить. Это может быть:

- старший возраст женщины (естественное затухание функции яичников);

- патология яичников (поликистоз, эндометриоз, резистентность к фолликулостимулирующему и лютенизирующему гормонам гипофиза, преждевременное истощение яичников и др.);

- внутриматочные манипуляции (аборт, выскабливание);

- патология эндокринной системы (заболевания гипофиза, надпочечников или щитовидной железы);

- фармакологические препараты, снижающие уровень прогестерона (некоторые антибиотики, химиотерапия, эстрогены, простагландин Е2, пероральные контрацептивы и др.);

- острые и хронические воспалительные заболевания (в том числе матки и яичников);

- злокачественные опухоли;

- хронический стресс;

- влияние внешних факторов: облучение, образ жизни, неправильное питание.

Наступление беременности при низком прогестероне у женщин возможно, но ее дальнейшее благополучное прогрессирование — нет. Низкий прогестерон вызывает различные осложнения, препятствуя нормальному развитию беременности:

- внематочную беременность;

- предлежание хориона/плаценты;

- самопроизвольный выкидыш/преждевременные роды;

- истмико-цервикальную недостаточность (ИЦН);

- неразвивающуюся беременность/антенатальную гибель плода;

- дистресс плода и синдром задержки роста плода;

- преждевременную отслойку нормально расположенной плаценты.

Во время беременности уровень прогестерона непрерывно повышается до 36 недель: в 1 триместре — за счет секреции его желтым телом беременности, а начиная с 10-12 недель основным источником прогестерона становится плацента, которая до 16 недель называется хорионом. В 36 недель рост прогестерона замедляется, а перед родами — падает. При этом рост эстрогенов продолжается. Увеличение соотношения эстрогены/прогестерон вызывает развитие родовой деятельности.

На сегодняшний день существует большое количество различных теорий развития родовой деятельности, но основной , независимо от срока беременности, является теория «падения прогестерона».

Некоторые авторы считают, что изменение соотношения прогестерон/эстрогены вызывает перераспределение волокон коллагена в шейке матки, что увеличивает ее эластичность и способствует развитию ИЦН.

При низком прогестероне из-за повышения тонуса матки при низком или даже нормальном прикреплении хориона/плаценты возможна их преждевременная отслойка.

Низкий прогестерон не обеспечивает нормального преобразования спиральных артерий матки и может явиться причиной развития плацентарной недостаточности.

Если значение прогестерона после оплодотворения намного ниже требуемого для данного срока, это может нарушить перистальтику маточных труб и быть косвенной причиной внематочной беременности.

Низкий прогестерон у женщин  это  показание для медикаментозной коррекции. Однако прежде чем выбрать вариант лечения, важно также найти причину патологии, пройти тщательное лабораторное и инструментальное обследование, разработать стратегию терапии и обсудить с врачом ее возможные преимущества и риски.