Что нужно знать об антикоагулянтной терапии во время беременности

Беременность связана с гиперкоагуляционным состоянием и является основным фактором риска развития опасных тромбов. Склонность женского организма к образованию сгустков во время беременности является результатом естественной биологической реакции, предназначенной для защиты женщин от потенциально серьезных кровотечений, связанных с вынашиванием беременности и родами. Напрямую беременность не вызывает образование тромбов, но сочетание венозного застоя и гиперкоагуляции, развивающихся во время беременности, в 5 раз увеличивает риск развития тромбоза. Этот риск остается повышенным в течение 12 недель после родов, причем в первую неделю после рождения ребенка риск тромбоза выше в 100 раз, чем до беременности, а в последующие 6-12 недель — в 20 раз.

Основные факторы риска развития тромбоза у беременных

Физиологические изменения во время беременности:

• II, V, VII, VIII, IX, X, XI, XII факторов), фибриногена, функциональной активности тромбоцитов и снижение уровня основного антикоагулянта — протеина S.
  • сдавления вен таза увеличенной маткой.

• Низкое сосудистое сопротивление плаценты и медленный кровоток в ее сосудах (для обеспечения адекватного кровоснабжения плода).

Наследственные факторы:

тромбофилические мутации (лейденская мутация фактора V, мутация гена протромбина, дефициты антитромбина III, протеина С, протеина Si, гипергомоцистеинемия и др.), данные семейного анамнеза.

Приобретенные факторы:

Ожирение, травмы, воспалительные заболевания (например, кишечника), злокачественные опухоли, антифосфолипидный синдром, варикозная болезнь, сепсис, нефротический синдром, аритмии, искусственные клапаны сердца, серповидноклеточная анемия, малоподвижный образ жизни, дальние поездки (более 4 часов), длительный постельный режим (более 4 дней), терапия эстрогенами.

Дополнительные специфические факторы:

Возраст матери старше 35 лет, обезвоживание организма (например, при рвоте беременных), многоплодная беременность, повторные роды (вторые, третьи и т. д.), оперативное родоразрешение (щипцы, вакуум-экстракция, кесарево сечение), кровотечение, преэклампсия.

Группы женщин, которым необходимо принимать антикоагулянты во время беременности:

- у которых в прошлом были тромбозы и которые в настоящее время принимают антикоагулянты;
-  у которых в прошлом были тромбозы, но в настоящее время они не принимают антикоагулянты;
- у которых высокий риск развития тромбоза во время беременности;

- женщины в послеродовом периоде, у которых не было тромбоза, но которые имеют серьезные факторы риска (оперативные роды, послеродовое кровотечение), требующие приема антикоагулянтов в течение короткого периода времени.

Выбор антикоагулянта во время беременности.

В настоящее время не существует идеального антикоагулянтного средства для беременных женщин. Выбор антикоагулянтной терапии, степень ее контроля и терапевтическая цель осуществляются путем балансирования рисков и преимуществ для матери и плода. Многие из доступных антикоагулянтов могут безопасно использоваться во время беременности, но они часто находятся в конкурирующем положении по эффективности и риску для матери и плода.

Целью антикоагуляции во время беременности является безопасный баланс риска тромбоза и кровотечения у матери с безопасностью воздействия антикоагулянта на плод.

Как безопасно принимать антикоагулянты?

• Всегда принимать лекарства только по назначению врача. Не прекращать принимать препарат самостоятельно.
  • Принимать препараты в одно и то же время каждый день. Это позволяет поддерживать постоянный уровень препарата в крови.
    Принимать 1 дозу лекарства за 1 раз. Если забыли принять дозу препарата, то нельзя принимать 2 дозы сразу. Слишком большая доза антикоагулянта может изменить уровень препарата в крови и увеличить риск кровотечения, повреждения печени или почек.
  • Никогда не принимать вместе с антикоагулянтами аспирин, если только это не назначение врача.
  • Регулярно проводить анализ крови на свертываемость, так как в зависимости от показателей доза препарата может меняться.
  • Избегать действий, которые могут вызвать ушибы, появление синяков или порезов (например, контактные виды спорта). Даже садоводство, шитье и т. д. могут подвергнуть риску пореза.
  • Использовать мягкую зубную щетку.
  • Избегать укусов насекомых. Использовать репелленты при контакте с насекомыми.

Какие осложнения у матери и плода вызывают антикоагулянты?

У матери:

Синяки в месте инъекций.
    Может быть повышенная склонность к кровотечению.
    Несколько повышен риск появления синяков в области раны при кесаревом сечении.
   Очень редко — реакции аллергического типа в месте инъекции, повышение уровня калия в крови, иммунную тромбоцитопению (снижение количества тромбоцитов).

У плода:

Пероральные антикоагулянты (варфарин) и аспирин проникают через плаценту и могут вызвать кровотечение у плода, а при приеме в 1 триместре беременности могут обладать тератогенным (вызывать аномалии развития у плода) эффектом.

Безопасно ли кормить грудью?

Низкомолекулярные гепарины (фраксипарин, клексан и т. д.) не попадают в грудное молоко. Прием пероральных антикоагулянтов (варфарин) в дозе, не превышающей 5 мг, не вызывает антикоагулянтного эффекта у грудного ребенка. Таким образом, женщины, принимающие эти препараты, могут безопасно кормить грудью.