Неразвивающаяся беременность

Состояние, в результате которого прекращается развитие эмбриона в полости матки и наступает его внутриутробная гибель, называется неразвивающейся беременностью. Такая патология во время беременности считается одной из форм невынашивания беременности. Неразвивающаяся беременность может произойти в любом триместре, в любом возрасте будущей мамы. Однако в первом триместре вероятность прекращения ее развития значительно выше, чем во втором и третьем триместрах.

Причины, повлиявшие на прекращение развития эмбриона, часто неизвестны. Среди наиболее распространенных факторов, вызывающих внутриутробную гибель плода, — генетические нарушения, инфекционные заболевания, иммунологическое отторжение плода, эндокринные патологии матери, работа в тяжелой или токсичной промышленности.

Генетические нарушения плода, ведущие к прекращению развития беременности, обычно проявляются на более ранних сроках беременности (к 6-7 неделям), когда их очень сложно предсказать и выявить. В ранние сроки беременности частой причиной являются и нарушения гормонального баланса (часто низкий уровень прогестерона, недостаточность второй фазы цикла и неполная готовность эндометрия). Риск неразвивающейся беременности от предшествующих гинекологических нарушений в 2 раза выше у первородящих, чем у повторнородящих. Опасность проникновения инфекционных возбудителей через плацентарный барьер, приводящая к внутриутробной гибели плода, сохраняется на протяжении всей беременности.

Если неразвивающаяся беременность происходит два или более раз подряд, говорят о привычном выкидыше. Но даже несколько выкидышей не исключают возможности рождения здорового ребенка. Нужно выяснить обстоятельства происходящего, а не отчаиваться.

Симптомы неразвивающейся беременности

Отсутствие характерных признаков беременности: нагрубания молочных желез; значительное уменьшение или прекращение симптомов токсикоза — тошноты, рвоты, чувствительности к резким запахам; сонливости и слабости. Не каждая беременная женщина обратит внимание на такие незначительные изменения, и многие продолжают считать себя беременными, не зная, что произошло. Одним из явных признаков неразвивающейся беременности являются мажущие кровянистые выделения от розоватого до коричневого цвета, боли в нижней части живота и измененный тонус матки.

Диагностика неразвивающейся беременности

Первые признаки неразвивающейся беременности на ранних сроках беременности могут быть диагностированы путем динамического исследования уровня ХГЧ (хорионического гонадотропина человека), который при нормально развивающейся беременности увеличивается почти ежедневно. УЗИ на ранних сроках не является информативным, так как плодное яйцо и эмбрион могут не визуализироваться. При динамическом гинекологическом исследовании определяется несоответствие сроков беременности и размера матки. Окончательный диагноз о наличии неразвивающейся беременности будет поставлен при УЗ-исследовании, при котором выявляется отсутствие сердцебиения плода (определяется на 5-6 неделе), деформированное (часто пустое) плодное яйцо и несоответствие между ультразвуковым и гестационным возрастом. Повторяют УЗ-диагностику через на неделю, чтобы устранить ошибки с диагнозом. Если в течение семи дней нет положительной динамики роста яйцеклетки, а эмбрион не визуализируется, то беременность будет считаться «неразвивающейся». В Великобритании Королевский колледж акушеров-гинекологов (RCOG) в соответствии с новыми рекомендациями рекомендует врачам контролировать растущее плодное яйцо до тех пор, пока оно не достигнет не менее 25 мм (это около 9 недель беременности), прежде чем ставить диагноз неразвивающейся беременности, так как возможны ошибки в диагностике.

Лечение неразвивающейся беременности

Лечение заключается, прежде всего, в извлечении погибшего эмбриона/плода из матки, но возможна также и выжидательная тактика самопроизвольного изгнания погибшего эмбриона/плода. Выжидательная тактика часто сопряжена с риском кровотечения и инфицирования и поэтому поддерживается не всеми акушерами. Долгие годы удаление неразвивающейся беременности проводилось с помощью операции: производилось расширение цервикального канала, выскабливание стенок матки или вакуумная аспирация содержимого полости матки. Недостатком хирургического вмешательства является необходимость общей анестезии, риск повреждения матки или шейки матки и возможного развития фиброзной ткани (спаек) во внутренней оболочке матки. В настоящее время разработаны лекарства для замены операции, такие как мизопростол (синтетический аналог простагландина Е, который может стимулировать изгнание эмбриона из матки) и мифепристон (блокирует активность прогестерона, поддерживающего беременность). Использование этих препаратов может иметь некоторые побочные эффекты, такие как тошнота и диарея, но риск тяжелой кровопотери или инфекции не выше, чем при хирургическом лечении. Имеющиеся данные различных исследований показывают, что медикаментозное лечение может быть приемлемой альтернативой хирургической эвакуации или выжидательной тактике.

После удаления остатков плодного яйца женщине назначают курс антибиотиков. Также могут быть назначены гормональные препараты для восстановления нарушенного гормонального баланса и витаминные комплексы.

Гистология после неразвивающейся беременности может помочь определить ее причины. Чаще всего это генетические нарушения и вирусные инфекции, например герпес. Благодаря гистологии можно предотвратить нарушения при будущих беременностях.

Психологический кризис и депрессия после неудавшейся беременности

Планирование будущей беременности

Планирование беременности направлено на выявление и устранение факторов риска, улучшение здоровья будущих родителей и включает в себя:
1) общее и репродуктивное обследование состояния здоровья будущих родителей;
2) «предконцептивную профилактику» — комплекс мер, направленных на обеспечение оптимальных условий для зачатия (условий созревания яйцеклетки, ее оплодотворения, прикрепления к стенке матки и раннего развития эмбриона).

Подготовка к беременности, разумеется, потребует определенных усилий со стороны обоих супругов, поскольку проблемы будут увеличиваться (визиты к врачу, осмотры, соблюдение рекомендаций, изменение образа жизни, отказ от некоторых привычек), но эти временные трудности будут оправданы рождением здорового ребенка!