Рак шейки матки и беременность

Ни одна ситуация в практической медицине не является столь сложной и тяжелой эмоционально, как выявление у молодой женщины злокачественной опухоли, вне зависимости от момента постановки диагноза — до реализации детородной функции или во время беременности. Диагноз рака ставит перед трудным выбором всех, и женщину, и врачей.

Статистика по раку шейки матки (РШМ) в России неутешительная, и с каждым годом все чаще он выявляется у молодых женщин 30-45 лет, хотя в последнее время отмечаются случаи рака шейки и у женщин до 30 лет. Но есть и хорошие новости: РШМ относится к тем формам рака, которые легко диагностировать на ранних стадиях, заболевание развивается медленно и на сегодняшний день существует надежный скрининг-тест – цитологическое исследование мазков с шейки матки и из цервикального канала. Основным фактором риска РШМ является зараженность высокоонкогенными типами вируса папилломы человека, а предотвратить попадание вируса в организм возможно только с помощью вакцинации. В Российской Федерации одобрены и зарегистрированы две вакцины для профилактики РШМ: Гардасил компании Merck & Co (США) и Церварикс компании GlaxoSmithKline (Великобритания).

Чем раньше будет диагностировано заболевание (в пределах 1 стадии), тем выше шансы на лечение «сберегательными» методами, позволяющими сохранить фертильность. В настоящее время в ведущих онкологических учреждениях нашей страны выполнение органосохраняющего лечения у молодых женщин с начальными формами рака шейки матки давно стало рутинной практикой. С 2005 года в НИИ онкологии им П. А. Герцена был внедрен новый вид хирургического лечения — радикальная трахелэктомия — применение которого позволило тысячам женщин уже с инвазивной формой рака шейки матки (до этого стандарты лечения указывали на удаление матки) сохранить детородную функцию и в последующем стать счастливыми мамами.

После благополучного завершения онкологического этапа лечения через 3-6 месяцев женщинам разрешают беременность. Так что, рак шейки матки и беременность не взаимоисключающие понятия. Однако существует один важный нюанс! В 90 % случаев перед планируемой беременностью необходима установка специальной пропиленовой сетки на нижний сегмент матки, так называемый циркляж, в последующем при беременности он выполняет роль удаленной шейки и удерживает плод в матке.

Рак шейки матки и беременность по программе ЭКО

Многим из вас важен вопрос: можно ли после перенесенного РШМ делать ЭКО, применять гормональные препараты, самостоятельно вынашивать беременность и рожать?

У 70-80 % женщин после лечения начальных форм РШМ возможно проведение программы ЭКО в полном объеме с применением гормональных препаратов, в том числе с целью стимуляции овуляции, и в дальнейшем пациентки самостоятельно вынашивают ребенка. Почему так? Это связано с гистологической структурой опухоли, которая в 70-80 % случаев представлена плоскоклеточным раком, не являющимся гормонозависимым. В остальных же 20-30 % случаев опухоль может быть иной гистологической структуры (аденокарцинома и т. д.), которая более чувствительна к гормонам, в таких ситуациях вопрос о возможности стимуляции и вынашивания беременности решается на совместном консилиуме акушеров-гинекологов, репродуктологов и онкологов. Родоразрешение у таких пациенток, как правило, происходит путем кесарева сечения.

РШМ, сочетающийся с беременностью

К сожалению, сама по себе беременность не является фактором защиты от возникновения рака во время вынашивания. И опять немного строгой и неумолимой статистики: наиболее часто встречающимися опухолями в сочетании с беременностью являются рак шейки матки, рак молочной железы, лимфомы и меланомы. Однако рак шейки матки и беременность связаны еще вот в чем: РШМ занимает первое место среди опухолей, ассоциированных с беременностью, по данным разных источников, от 1 до 13 случаев на 10 000 беременностей. Много это или мало, судить вам.

Возможно, у кого-то могут появиться мысли, особенно после прочитанного, что, возможно, развитие рака шейки матки было спровоцировано выполненной накануне стимуляцией яичников, программой ЭКО или непосредственно самой беременностью. Спешим вас разубедить в этом. На основании проведенных многочисленных международных исследований было доказано, что частота выявления ранних форм рака шейки матки у беременных ничуть не выше, чем выявляемость РШМ у небеременных девушек. Эти данные подтверждают еще раз не гормонозависимую природу данного онкологического процесса.

Возможно ли спасти жизнь, здоровье маме и малышу в такой ситуации? Да, на сегодняшний день разработаны методы лечения, которые определяются стадией заболевания, сроком беременности и решением матери в отношении сохранения беременности. Необходимо отметить, что чем раньше выявлено заболевание, тем более оптимистичные прогнозы можно сделать.

Команда врачей медицинского центра НЕО имеет большой опыт работы с женщинами, столкнувшимися с ужасом диагноза злокачественной опухоли, однако несмотря на все сложности, они вместе с докторами нашей клиники преодолели все сложности и стали счастливыми мамами.