Тошнота во время беременности

Тошнота и рвота - это желудочно-кишечные проблемы, с которыми сталкиваются до 70 % беременных женщин и, как правило, в первом триместре. Тошнота обычно возникает чаще, чем рвота. Эти состояния часто называют «утренним недомоганием», которое варьирует от незначительного дискомфорта до неприятных ощущений, связанных с потерей веса, обезвоживанием и непереносимостью какой-либо пищи. Такие женщины чувствуют, что им не хватает понимания их состояния со стороны близких и коллег. Хотя даже легкая тошнота - определенно неприятное чувство, но она не наносит вреда матери и будущему ребенку и воспринимается как признак здоровой беременности и может быть излечена немедикаментозными средствами. Жизненно важно, чтобы такие беременные получали информацию и поддержку, были осведомлены о доступных альтернативных методах коррекции, которые помогли бы им справиться с ситуацией.

Тошнота обычно начинается в течение первых четырех-восьми недель беременности и, как правило, проходит в шестнадцать недель.

Причины тошноты и рвоты при беременности до конца не выяснены. Тем не менее, исследования показывают, что они могут быть вызваны действием хорионического гонадотропина человека (ХГЧ), секреция которого начинается вскоре после того, как оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к слизистой оболочке матки. У женщин с тяжелым утренним недомоганием уровень ХГЧ выше, чем у других беременных. Кроме того, у многоплодных женщин, которые чаще страдают утренним недомоганием, уровень ХГЧ также выше. Точно так же действуют эстрогены, секреция которых увеличивается во время беременности.  Гормональный дисбаланс, типичный во время беременности, вызывает беспорядочные сокращения и расслабление мышц живота.  Другими причинами, вызывающими такую физиологическую реакцию, может быть дефицит питательных веществ, определенные продукты и запахи, усталость, стресс, а также чувствительность желудка. Считается, что тошнота и рвота во время беременности являются признаками жизнеспособности плацентарной ткани. Однако отсутствие тошноты и рвоты во время беременности не является поводом для беспокойства. Некоторые женщины со здоровой беременностью иногда не испытывают утреннего недомогания.
Тактика при тошноте и рвоте во время беременности зависит от тяжести симптомов. Лечение возможно начать с диеты при необходимости прибегнуть к более агрессивным схемам, включающие противорвотные препараты, в ряде случаев необходима госпитализация или даже полное парентеральное питание. Большинство исследователей предпочитают всегда начинать с изменения диеты, а добавлять лекарства только по мере необходимости.

Что может помочь при тошноте:

• Увеличить потребление витамина B6 с помощью продуктов и добавок (после консультации с врачом).
  • Исключить продукты и запахи, вызывающие тошноту.
  • Принимать пищу небольшими порциями каждые 2-4 часа.
  • Избегать жареной, жирной и острой пищи, шоколада.
  • Пить меньше жидкости во время еды и вместо этого пить ее небольшими порциями между приемами пищи.
  • Пить глотками прозрачные жидкости (безалкогольные напитки, яблочный сок, чай или бульон), когда возникает рвота.
  • Заниматься сухоедением (хлопья, тосты, крекеры, сухари, сушки) вместо более сдобных продуктов.
  • Сосать леденцы.
  • Часто проветривать помещение.
  • Совершать прогулки на свежем воздухе.
  • Часто отдыхать или спать. Не ложится сразу после еды. Утром не вставать сразу после пробуждения,  а немного расслабиться, чтобы успокоить желудок и предотвратить сильную тошноту.
  • Избегать курения и пассивного курения, так как это может усугубить симптомы. Нюхать имбирь или лимон.
  • Применять расслабляющие методики - глубокое дыхание, медитация или йога, чтобы успокоить себя и свое расстройство желудка.
  • Стараться всегда мыслить позитивно. Негативные мысли или паника могут вызвать постоянное чувство тошноты и, следовательно, увеличить частоту рвоты.

Что вызывает потерю аппетита и расстройства пищевого поведения во время беременности?

Многие женщины испытывают потерю аппетита во время беременности.
Иногда пища может казаться непривлекательной и даже при чувстве голода невозможно заставить себя поесть. Отсутствие желания есть может сопровождаться отсутствием интереса ко всем продуктам. Тяга к еде и антипатия к некоторым продуктам являются обычным явлением во время беременности. Наиболее распространенные пищевые отвращения - молоко, мясо, свинина и печень. Нет никаких доказательств того, что тяга к еде связана с недостатком питательных веществ. Их причина остается загадкой. Однако можно удовлетворять свою тягу к еде в разумных пределах, если добавлять в рацион питательные вещества.

Колебания аппетита - это нормально, так как во время беременности организм претерпевает многочисленные изменения. Но, необходимо иметь в виду, что потеря аппетита отличается от отвращения к некоторым конкретным продуктам, что также довольно часто встречается во время беременности.

Беременные женщины также могут испытывать потерю аппетита и расстройства пищевого поведения вследствие различных заболеваний, таких как опухоли, болезнь Аддисона, депрессии.

Беременные женщины более подвержены проблемам с психическим здоровьем (анорексия, булимия, депрессия) вследствие различных физических и биохимических изменений. Депрессию во время беременности связывают с пониженным аппетитом к здоровой пище и повышенным - к нездоровой, снижением потребления важных питательных веществ (фолиевая кислота, жирные кислоты, железо, цинк).

Расстройства психического здоровья часто не диагностируются во время беременности из-за чувства стыда, который испытывают некоторые беременные женщины, говоря о них. Если имеются симптомы депрессии или беспокойства, необходимо срочно проконсультироваться с врачом, так как недоедание может привести ко многим связанным с беременностью осложнениям (анемия и потеря веса у матери, преждевременные роды, замедленный рост плода, умственная отсталость и поведенческие проблемы у детей).

Что есть если потерян аппетит?

Существуют продукты с достаточным содержанием питательных веществ, которым следует отдать приоритет при отсутствии аппетита.  Это помогает обеспечить достаточное количество питательных веществ для матери и плода.

Примеры блюд, которые просты в приготовлении, имеют небольшие  порции, но сытные и не тяжелые для желудка:

Закуски, богатые белком: яйца вкрутую, греческий йогурт, сыр и крекеры, а также отварные холодные курица, индейка или ветчина.
Отварные овощи с высоким содержанием клетчатки: сладкий картофель, стручковая фасоль, молодая морковь (приготовленная на пару или сырая), салат из сырого шпината.
Сладкие, простые закуски: свежие ягоды, овсянка, сухофрукты и холодные молочные продукты     (такие как простой творог).
Отварные зерновые/крахмалсодержащие: коричневый рис, макароны, макароны и сыр, печеный картофель или пюре.
Супы: куриный суп с лапшой и куриный рисовый суп
Жидкости: простые бульоны и полезные коктейли

Если же изменения в диете и образе жизни не помогают избавиться от симптомов, или если имеется сильная тошнота и частая рвота, может потребоваться медицинское лечение и назначение пищевых добавок в высоких дозах и определенных медицинских препаратов. Такое лечение должно назначаться и контролироваться только врачом.